Данная рубрика предназначена для родителей студентов, с которыми не всегда есть возможность в диалоге обсудить проблемы их повзрослевших детей. Поэтому в этом разделе мы представляем информацию на разные темы именно для родителей студентов.
Возрастные особенности студенческого возраста
Процесс формирования и становления личности является достаточно сложным, продолжительным и естественно невозможным без непосредственного взаимодействия человека с окружающей средой, без вмешательства в этот процесс общества с его требованиями, нормами и правилами.
В процессе социализации личности важное место занимает период обучения в вузе, в течение которого молодежь имеет возможность в большей мере проявить свои способности, достижения, таланты, самоопределиться с собственным стилем поведения, образом жизни, своими стремлениями и планами на будущее.
В большинстве случаев именно студенческий период становится определяющим в жизни человека, поскольку именно на этом этапе жизни личность претерпевает значительные изменения в собственном развитии и становлении как целостной, сознательной, зрелой личности – полноценного члена общества, гражданина своего государства.
Термин «студент» (от лат. Studens (studentis)) – это тот, что усердно работает, тот, что занимается.
Считается, что студентов, по сравнению с другими группами молодежи этого возраста, отличают следующие черты:
- высокий образовательный уровень;
- большое стремление к знаниям;
- высокая социальная активность;
- достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости.
Студенчество дает кадры для науки, учебных заведений и руководящих должностей на предприятиях.
Главными сферами активной жизни студентов является профессиональное обучение, личностный рост и самоутверждения, развитие интеллектуального потенциала, духовное обогащение, нравственное, эстетическое и физическое самосовершенствование.
По результатам исследования (проведенного под руководством Б. Г. Ананьева течение 60-70 гг, в котором участвовали более 1800 человек в возрасте от 18 до 35 лет) было установлено, что студенческий возраст («золотая пора человека») – сензитивный период для развития основных социогенных потенций человека как личности: 1) формирование профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств будущего специалиста, 2) развития профессиональных способностей и восхождение к вершинам творчества как предпосылка дальнейшей самостоятельной профессиональной творчества, 3) центральный период становления интеллекта и стабилизации черт характера, 4) происходит преобразование мотивации и всей системы ценностных ориентаций, 5) интенсивно формируются социальные ценности в связи с профессионализацией.
«Это судьбоносный период в жизни человека, ибо решается большое количество ответственных вопросов, которые студенты должны сравнительно быстро решить. Они в значительной степени определяют дальнейшую их судьбу» (философ В. Шубкин).
В это время происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности (Е. А. Климов). Ведущую роль в познавательной деятельности начинает играть абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными сферами реальности, которая изучается.
По опросам обучение оценивается студентами не только с точки зрения приобретения профессионализма, но и других ценностей: «обучение обеспечивает всестороннее развитие личности», «получаешь широкие жизненные перспективы», «получаешь диплом о высшем образовании» и др.
Для личности студента характерно активное развитие нравственных и эстетических чувств, усиление сознательных мотивов поведения, целеустремленности, решительности и настойчивости, самостоятельности и инициативности, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели и смысл жизни, обязанность и ответственность, любовь и дружба и др.).
Однако в студенческом возрасте бывает еще и известная проблема: не каждый студент вполне реализует большие потенциальные возможности достижения высокого уровня развития нравственной, интеллектуальной и физической сфер. Это объясняется как развитием в 17-19 лет способности к сознательной регуляции собственного поведения, так и скрытой иллюзией, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что лучше жизнь еще впереди и всего желаемого можно легко достичь. Этому способствует и большая «свобода» в процессе обучения, ослабление педагогического контроля. Из-за недостаточного жизненного опыта некоторые студенты путают идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой т. д.
Как следствие этого, отдельные студенты учатся «от сессии до сессии», не проявляют особой активности в обучении и общественной жизни, не нуждаются в самообразовании и самосовершенствовании. Их внимание преимущественно сосредотачивается на гедонистических увлечениях.
Лишь чуть больше половины студентов в конце обучения повышают показатели своего интеллекта (IQ) по сравнению с первым курсом. Нередко даже в лучших студентов показатели интеллектуального развития остаются на том же уровне, с которым они пришли в университет.
Это возраст бескорыстной жертвенности и полной самоотдачи.
Вместе с тем для студентов характерны также немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых лежат не всегда достойные мотивы. Поэтому они курят, употребляют алкоголь и наркотики, часто сексуально неразборчивы. К тому же наблюдается инфантильность, несамостоятельность, повышенный уровень конформизма, неспособность противодействовать негативному влиянию ближайшего социального окружения, особенно если это референтная группа.
Студенческий возраст – чрезвычайно важный период становления «Я - концепции» как ядра личности, сложной системы представлений студента о себе как личности и субъекте учебно-профессиональной деятельности
«Образ - Я» раскрывает эмоционально-ценностное отношение к себе, своим социальным ролям. Образ – Я, идентичности, которые мы себе присваиваем в течение жизни: ценности и личностные качества.
Попробуйте ответить на вопрос «Кто я такой?», по-разному дополняя предложение «Я - это...». Все ответы, вместе взятые, определяют вашу «Я – концепцию». Элементы ее (Я – структура) являются психическими моделями, с помощью которых мы организуем нашу жизнь.
Уважаемые родители первокурсников, эта информация для вас!
И речь пойдет о важном периоде в жизни ваших детей – адаптации к требованиям и условиям обучения в вузе. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психолого-педагогической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения.
Известно, что в процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап обучения в вузе. Сложность его заключается в том, что:
- у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности,
- осваиваются новые способы познавательной деятельности,
- формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений в группе и в университете в целом.
И чем эффективнее пройдет адаптация студентов к вузовскому обучению, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах.
Адаптация студентов включает в себя психофизиологическую (к режиму и учебным нагрузкам), социально-психологическую (к нормам и правилам вуза) и адаптацию к содержанию учебного процесса (к учебному материалу).
Важным аспектом социальной адаптации является принятие студентом социальной роли.
Исследования адаптации первокурсников позволяют сделать вывод о том, что у большинства опрошенных студентов-первокурсников период адаптации является нелегким. Первокурсники по-разному относятся к своей будущей профессии, к обучению в вузе, к поручениям, к общественной работе.
Проблемы, с которыми сталкиваются студенты в вузе:
- затруднения, в связи с возросшим объемом учебной нагрузки в университете, по сравнению со школой;
- сложность усвоения новых учебных дисциплин;
- выстраивание новой системы отношений с преподавателями;
- проблемы с нахождением за время перемены нужной мне аудитории и учебного корпуса;
- усталость из-за длинных пар;
- повышенная тревожность перед сессией;
- трудности со столовой: не успевают поесть, длинная очередь;
- изменение привычного ритма жизни (первокурсники не привыкли к самоконтролю);
- недостаток времени на самоподготовку (неумение правильно его распределять, определять значимые и второстепенные дела);
- проживание в общежитии (бытовые проблемы, нет возможности уединиться).
Направления работы по эффективной адаптации первокурсников к вузу (или, какая работа проводится с вашими детьми в университете?):
- изучение особенностей адаптации студентов-первокурсников с помощью тестирования;
- индивидуальное и групповое консультирование психологической службой студентов и преподавателей по вопросам адаптации;
- проведение в рамках кураторского часа тренинговой работы для студентов с низкой адаптацией (осознание трудностей адаптационного периода, усвоение способов их преодоления и развитие навыков конструктивного общения);
- проведение круглого стола с участием проректора по воспитательной, учебной работы, зам. деканов, кураторов по проблеме адаптации первокурсников, направленной на повышение у педагогов уровня психолого-педагогической грамотности.
Адаптация к студенческой жизни – это сложный и многогранный процесс, требующий вовлечение всех резервов организма, который у студентов-первокурсников еще не до конца сформирован. И в этом вопросе студенту необходима помощь, поддержка со стороны родителей, кураторов, преподавателей и психологов.
Мотивация учения студентов как составляющая профессиональной компетентности
Уважаемые родители студентов, вашему вниманию представляем интересную рубрику, посвященную мотивации учения, для того, чтобы вы лучше понимали своих обучающихся детей – студентов вуза и могли им помочь своей поддержкой.
Формирование учебной мотивации студентов является одной из актуальных проблем современной высшей школы. Без мотивов нет никакой деятельности. Одна из главных проблем в области высшего профессионального образования связана с демотивированностью большинства студентов, с изменением ценностей современной молодёжи в области образования, когда самоцелью становится не сам процесс познания, овладения специальностью, а получение диплома, что в свою очередь, приводит к снижению базовых показателей обучения. Совершенствование подготовки будущих специалистов в условиях современного образования обусловлено многими факторами, среди которых одним из наиболее важных является мотивация учения студентов.
Познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей студентов в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.
Социальные мотивы помогают студенту в понимании необходимости учиться, в чувстве ответственности, самовоспитании, самосовершенствовании собственной личности, в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения. Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать – заставить человека захотеть это сделать».
Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.
Основными направлениями формирования мотивации учения студентов являются:
- развитие целеполагания, приводящее к пониманию и принятию смысла учебной деятельности, осознанию важности учения для собственной личности и будущей профессиональной деятельности;
- осознание временной перспективы учения, объединяющей прошлый опыт, имеющиеся условия, профессиональные устремления и завершающейся созданием образа «профессионального будущего»;
- формирования положительного отношения к учению через развитие структуры мотивации учения, что в свою очередь в полной мере будет способствовать формированию профессиональной компетентности.
Как родителям повышать учебную мотивацию своих детей – студентов:
- Обсуждайте важность обучения в вузе и образования. Это очень важно.
- Спрашивайте своего студента, как прошел его день в вузе.
- Узнайте: задали ли ему домашнее задание, которое он должен сделать.
- Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или неудачах. Укрепляйте уверенность ребенка в своих силах
- Поддерживайте вашего студента, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
- Если у вашего студента проблемы в учебе, интересуйтесь, что и почему не получается, чем вы можете помочь?
- Поговорите с куратором, зам.деканом о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему студенту, если есть проблемы в учебе.
- Помогайте определять и оглашать сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).
- По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. Необходимо объяснить, каким образом, знания пригодятся в будущем. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
- Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
- Мотивируйте своего студента на профессиональную консультацию у психолога вуза, где он сможет разобраться со своими индивидуальными «ловушками» в учебно-профессиональной деятельности.
Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду».... Так и студента можно заставить сидеть на паре, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. Конь пьет воду тогда, когда хочет пить, а студент учится, когда хочет учиться. Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности. Поэтому и важно родителям помогать своему студенту пробуждать интерес к выбранной профессии, отрасли ее исследования.
В свою очередь, в университете для студентов проводится, как диагностика мотивации к обучению, так и тренинги по повышению мотивации учения студентов, индивидуальные консультации по проблемам, связанных с мотивацией учения в вузе.