Горный факультет

Горный факультет

АдресДНР, г. Донецк, ул. Артема, 58, 9-й корпус, аудитория 9.408 (4-й этаж)
Телефоны+7 (856) 335-37-86, +7 (856) 301-09-57, +7 (856) 301-09-35
E-mailgf@donntu.ru
Сайтhttp://gf.donntu.ru
http://gf.donntu.ru/gfviz
http://gf.donntu.ru/gfvizu

Горный факультет – один из первых и старейших факультетов университета. За весь период его существования подготовлено более 14 тыс. инженеров, которые всегда были востребованы в разных отраслях народного хозяйства. Выпускники факультета работают на горнодобывающих и перерабатывающих предприятиях, в научно-исследовательских и проектных организациях, преподают в высших и средних специальных учебных заведениях. Среди выпускников – известные ученые, руководители министерств, угольных объединений, шахт, обогатительных фабрик; опытные преподаватели; госслужащие, занимающие ответственные должности в администрациях городов и районов. Горный инженер – это специальность, которая не подвержена временной конъюнктуре, она всегда будет востребована обществом. Горное дело – самая нужная и универсальная специальность для Донбасса.

Кафедры факультета


Кафедра разработки месторождений полезных ископаемых

Кафедра строительства зданий, подземных сооружений и геомеханики

Кафедра обогащения полезных ископаемых

Кафедра охраны труда и аэрологии имени И.М. Пугача

Кафедра истории и права

Направления подготовки

Факультет осуществляет подготовку по образовательно-квалификационному уровню специалиста по специальности 21.05.04 «Горное дело»
Cпециализация – «Подземная разработка пластовых месторождений» (РПМ)

Подземная разработка пластовых месторождений» Специалистов этой специализации готовит старейшая в ДонНТУ кафедра «Разработка месторождений полезных ископаемых». Первый выпуск горных инженеров состоялся в 1924 году. После окончания университета выпускники могут работать на шахте и на карьере, на руднике по добыче руды и соли, на добыче мрамора и других отделочных камней, на строительстве метро и т.п. Также они могут работать в проектных, научно-исследовательских и учебных заведениях горного профиля. Уровень знаний, широта кругозора и способность к мышлению, приобретенные за годы обучения настолько велики, что наших выпускников вы можете встретить на любых должностях –от министра до председателя правления банка. Нашей стране с её богатыми минеральными ресурсами самой природой предопределено иметь мощную горнодобывающую промышленность. Без этой отрасли не может быть экономически развитой и независимой страны. А без высококлассных специалистов не может нормально работать горнодобывающая промышленность.

Студенты после окончания обучения получают квалификацию «Горный инженер» и способны выполнять производственные функции на предприятиях горнодобывающей отрасли. Горный инженер, окончивший ВУЗ по этой специальности, является основным руководителем и организатором производства на горнодобывающих предприятиях. Программами подготовки предусматривается получение студентами знаний в объеме, необходимом для обеспечения технического прогресса в угольной промышленности на базе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. В учебном процессе широко используются различные технические средства обучения (учебное телевидение, компьютерные классы), макеты систем разработки угольных пластов, модели оборудования для выемки угля. Далее...
Кем я могу стать?
• главными инженерами предприятий, руководителями горнодобывающих предприятий и объединений;
• горными инженерами, инженерами по креплению, инженерами горноспасательной службы;
• горными мастерами, мастерами дренажной шахты; мастерами на поверхности;
• горными мастерами подземного участка;
• инженерами буровзрывных (взрывных) работ.

Кроме того, в вузе можно продолжить обучение в аспирантуре по специальности технических наук 25.00.22 – Геотехнология (подземная, открытая и строительная).

Что я буду изучать?
• основы горного дела. Подземная геотехнология;
• вскрытие и подготовка пластовых месторождений полезных ископаемых;
• технология подземной разработки месторождений полезных ископаемых;
• особенности разработки пластов в сложных горно-геологических условиях;
• процессы подземных горных работ;
• подземная разработка рудных месторождений полезных ископаемых;
• использование подземных пространств;
• нетрадиционные технологии разработки месторождений;
• направления усовершенствования технологии подземной добычи угля;
• методы научных исследований в горном деле;
• компьютерное обеспечение инженерных расчетов в горном деле;
• принятие решений на горных предприятиях;
• горная научно-техническая и деловая документация;
• экономико-математическое моделирование и оптимизация технологических процессов в шахтах.

На какой кафедре я буду учиться?

Разработка месторождений полезных ископаемых

Cпециализация – «Шахтное и подземное строительство» (Ш); специализация – «Взрывное дело» (ВД);
Подготовку специалистов этих специализаций осуществляет кафедра «Строительство зданий, подземных сооружений и геомеханики», которая была основана в 1929 году. За эти годы подготовлено около четырех тысяч инженеров шахтного и подземного строительства . Выпускники получают право руководства горными и взрывными работами, занимают инженерные должности на эксплуатационных, подготовительных, ремонтных участках и в других службах, вплоть до первых руководителей подразделений министерств и ведомств горного профиля. С трудоустройством выпускников не существует проблем: количество запросов со стороны работодателей на данный момент времени превышает предложение.

Сфера деятельности горных инженеров-строителей – практически любая отрасль строительного производства: подземное, промышленное и гражданское строительство с учетом геомеханики оснований, объекты гидротехнического, военного и транспортного строительства; предприятия угольной и горнорудной промышленности; высшие учебные заведения, научно-исследовательские и проектные организации. Горные инженеры-строители реконструируют и строят шахты, готовят новые горизонты на действующих шахтах, строят метрополитены, подземные торговые и культурные центры, хранилища нефти и газа, военные объекты, межконтинентальные тоннели, карьеры, объекты жилищного и социального назначения на поверхности и многое другое.

Объектами профессиональной деятельности горного инженера по специализации «Взрывное дело» являются производственные объекты, связанные с использованием энергии взрыва -взрывных работ: подземные рудники и угольные шахты, карьеры и угольные разрезы; объекты строительства и реконструкции предприятий и сооружений в промышленности, в т. ч. подземные, при освоении подземного пространства крупных городов, в гидротехническом и транспортном строительстве; организации и предприятия, связанные с исследованием, разработкой, испытаниями и производством взрывчатых материалов, оборудования и приборов взрывного дела; организации, осуществляющие надзор по промышленной безопасности в сфере оборота взрывчатых материалов и др. По окончании обучения выдается Удостоверение на право руководства взрывными работами, позволяющие занимать руководящие должности на горных предприятия. Далее...
Кем я могу стать?
• горный инженер-строитель;
• руководитель на горнодобывающем или строительном предприятии;
• главный инженер горного предприятия;
• инженер-строитель (технический отдел предприятий; проектно-конструкторские институты; заводы по производству горного оборудования);
• инспектор промышленной безопасности;
• руководитель взрывными работами;
• горный мастер;
• ведущий специалист в области подземного и гражданского строительства;
• ведущий специалист в управлении недвижимостью;
• руководитель (инженер) на строительстве или реконструкции метрополитена, подземного торгового центра, подземного хранилища или военного объекта;
• научный сотрудник (научно-исследовательские институты);
• преподаватель учебных заведений среднего специального и высшего образования.

Что я буду изучать?
• технология и безопасность взрывных работ;
• строительные конструкции;
• уникальные здания и сооружения мира;
• строительство метрополитена на подрабатываемых территориях;
• технология строительства карьеров;
• строительство горизонтальных и наклонных выработок;
• управление состоянием массива горных пород;
• фундаменты и грунты оснований;
• взрывные технологии;
• строительные машины;
• взрывозащита выработок;
• промышленное и гражданское строительство;
• проведение выработок в зонах завалов и обрушений;
• специальные способы строительства выработок.

На какой кафедре я буду учиться?

Строительство зданий, подземных сооружений и геомеханика

Специализация «Обогащение полезных ископаемых» (ОПИ)
«Обогащение полезных ископаемых» Кафедра «Обогащение полезных ископаемых» была основана в 1927 году и является единственной в нашем регионе, где готовят специалистов данного профиля. Специалисты по обогащению полезных ископаемых являются неотъемлемой частью производственной цепочки горной, энергетической и металлургической промышленностей. В период обучения студенты активно взаимодействуют с реальными углеперерабатывающими предприятиями для закрепления полученных теоретических знаний на практике.

Знание современных технологий и оборудования для переработки широкого спектра полезных ископаемых, методов контроля и управления технологическими процессами позволяет нашим выпускникам заниматься производственной, проектной и научно-исследовательской деятельностью на промышленных предприятиях. Наши выпускники работают на обогатительных фабриках, карьерах, шахтах, коксохимических заводах, инжиниринговых фирмах, проектных институтах. Новым современным направлением для наших выпускников является участие в проектах по переработке и утилизации отходов производств. Более четырех тысяч наших выпускников трудятся на предприятиях Донбасса, России, стран Европы, Азии и Африки.

Специальность «Горное дело» готовит специалистов по специализации «Обогащение полезных ископаемых». Выпускники – горные инженеры обогатители ориентированы на знание современных технологий и оборудования для переработки широкого спектра полезных ископаемых, методов контроля и управления технологическими процессами. Эти знания и навыки позволяет им заниматься производственной, проектной и научно-исследовательской деятельностью на промышленных предприятиях. Свое применение наши выпускники находят на обогатительных фабриках, карьерах, шахтах, коксохимических заводах, инжиниринговых фирмах, проектных институтах. Новым современным направлением для наших выпускников является участие в проектах по комплексной переработке и утилизации отходов различных производств. Далее...
Кем я могу стать?
• горный инженер-обогатитель;
• директор обогатительной фабрики и его заместитель;
• главный инженер обогатительной фабрики и его заместитель;
• начальник основного производства;
• начальник отдела технического контроля на обогатительной фабрике, шахте, карьере, коксохимзаводе;
• начальник смены;
• мастер производства;
• заведующий химической лабораторией;
• лаборант хим, лаборатории;
• инженер-технолог (технический отдел предприятий; проектно-конструкторские институты; заводы по производству обогатительного оборудования);
• научный сотрудник (научно-исследовательские институты);
• инженер по монтажу и наладке обогатительного оборудования;
• ведущий специалист в области управления качеством полезных ископаемых;
• преподаватель учебных заведений среднего специального и высшего образования.

Что я буду изучать?
• технология обогащения угля;
• технология обогащения руд черных и цветных металлов;
• гравитационные методы обогащения полезных ископаемых;
• флотационные методы обогащения полезных ископаемых;
• магнитные и электрические методы обогащения полезных ископаемых;
• специальные методы обогащения полезных ископаемых;
• обезвоживание продуктов обогащения, кондиционирование и очистка сточных вод;
• моделирование обогатительных процессов;
• компьютерные технологии в обогащении полезных ископаемых;
• проектирование обогатительных фабрик;
• комплексная переработка вторичных минеральных ресурсов;
• технология переработки твердых бытовых отходов;
• окускование минерального сырья;
• экология обогатительного производства;
• опробование и контроль технологических процессов обогащения;
• принципы автоматизации на обогатительных предприятиях;
• метрология, стандартизация и сертификация в горном деле;
• управление качеством и сертификация продукции;
• технологическая эксплуатация и ремонт оборудования.

На какой кафедре я буду учиться?

Обогащение полезных ископаемых

Cпециализация – «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» (ТБГД).
Современные специалисты по охране труда всегда востребованы для работы в сфере охраны труда:от шахты до Министерства, в подразделениях горноспасательной службы, а также в территориальных комитетах госнадзорохраны труда, их экспертно-технических центрах, в отделах Фонда страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, в научно-исследовательских и проектных институтах, в службах охраны труда предприятий. На угольных шахтах наши выпускники занимают инженерные должности: в службах охраны труда; на участках вентиляции и техники безопасности (ВТБ), аэрогазового контроля, прогноза выбросоопасности угольных пластов и пород и контроля за газодинамическими явлениями; на участках дегазации шахт, а также в проектных бюро и технических отделах шахт. Кроме того, наши выпускники работают на инженерных должностях на эксплуатационных, подготовительных, ремонтных участках и в других службах, вплоть до руководителей подразделений и предприятий горного профиля.

В процессе обучения студенты получают традиционно качественную горную подготовку (в соответствии с лучшими традициями ДПИ – ДонНТУ), а так же систему универсальных знаний в области охраны труда и техники безопасности, теоретические основы, практические способы и средства обеспечения безопасных и безвредных условий труда в горнодобывающей промышленности и горном производстве, основы безопасной разработки угольных месторождений и технологий горноспасательного дела, плюс знания новейших информационных технологий и компьютерного моделирования горных процессов, шахтных вентиляционных сетей, одного из иностранных языков, психологии безопасности и поведения в критических ситуациях, навыки эффективных руководителей предприятия.

Для практических занятий по горноспасательному делу используется лабораторная база Центра подготовки горноспасателей ГВГСС МЧС ДНР. Далее...
Кем я могу стать?
• инженер по охране труда на предприятии или в организации как горного так и не горного профиля;
• командир горноспасательного подразделения ГВГСС МЧС ДНР;
• руководитель горного предприятия;
• специалист Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ДНР;
• специалист Гортехнадзора ДНР по надзору за безопасностью ведения работ;
• эксперт в области промышленной безопасности;
• горный мастер добычного участка, проходческого участка, участка вентиляции и техники безопасности, участка прогноза выбросоопасности;
• государственный инспектор по вопросам соблюдения законодательства о труде;
• государственный инспектор Гортехнадзора ДНР;
• специалист экспертно-технического центра Гортехнадзора ДНР;
• научный работник в научно-исследовательских и проектных организациях, связанных с горным делом («Респиратор», МакНИИ, ДонУГИ).

Что я буду изучать?
• технологии горноспасательного дела;
• безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело;
• основы обеспечения безопасности опасных производственных объектов;
• системы обеспечения безопасности горного производства;
• безопасность и надежность технологических процессов в горном производстве;
• основы охраны труда;
• охрана труда в отрасли;
• рудничные пожары и взрывы;
• психология критических ситуаций;
• аэрология горных предприятий;
• компьютерные системы проектирования вентиляционных сетей;
• промышленная вентиляция;
• производственная санитария и гигиена труда;
• проблемы безопасной разработки выбросоопасных пластов;
• управление промышленной безопасностью;
• аттестация рабочих мест;
• процессы подземных горных работ;
• горные машины и оборудование.
• геология;
• материаловедение;
• обогащение полезных ископаемых;
• маркшейдерское дело.

На какой кафедре я буду учиться?

Охраны труда и аэрологии

Специализация «Открытые горные работы»
Горное дело – одно из древнейших занятий человека. Добыча полезных ископаемых ведется как подземным, так и открытым способом. Более 90% добычи полезных ископаемых строительных материалов, железной руды, флюсового и огнеупорного сырья осуществляется открытым способом.

В настоящее время карьеры представляют собой крупные высокомеханизированные предприятия, оснащенные современным оборудованием: мощными буровыми станками, экскаваторами, электровозами и вагонами, автосамосвалами, дизель-троллейвозами и бульдозерами, Современное карьерное хозяйство также включает депо и тяговые подстанции, разветвленную сеть автомобильных и железных дорог, железнодорожные станции, механические мастерские и комплексы по переработке полезных ископаемых. Управлять всем этим сложным хозяйством могут только специалисты с высоким уровнем профессиональной подготовки. Поэтому перед горными инженерами встают новые проблемы, связанные с комплексным использованием недр, снижением вредного воздействия открытых разработок на окружающую среду, созданием новых и совершенствованием существующих технологий, техники и организации горного производства. Далее...
Кем я могу стать?
• горным инженером на предприятиях угольной и горнорудной промышленности по открытой добыче полезных ископаемых;
• специалистом по ведению открытых горных работ на объектах гидротехнического и транспортного строительства;
• научным сотрудником в высших учебных заведениях и научно-исследовательских организациях.

Что я буду изучать?
• процессы открытых горных работ;
• машины и оборудование открытых горных работ;
• управление трудовым потенциалом горнодобыващего предприятия;
• технология и безопасность взрывных работ;
• вскрытие карьерных полей;
• горные машины и оборудование, горные машины и комплексы;
• технико-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых;
• финансовая деятельность субъектов хозяйствования;
• управление финансами промышленных предприятий;
• организация труда и нормирование на горных предприятиях;
• проведение выработок в карьере;
• системы разработки месторождений;
• гидромеханизация и подводная добыча твердых полезных ископаемых;
• автоматизация производственных процессов открытых горных работ;
• управление инвестиционной деятельностью горнодобывающего предприятия;
• малоотходная разработка комплексных месторождений минерального сырья;
• информационные технологии в горном деле;
• экономический механизм управления энергоэффективностью на промышленных предприятиях;
• осушение и стойкость горных выработок.

На какой кафедре я буду учиться?

Кафедра управления производством


Шифр

Наименование направления

Профиль, обозначениеУровень
21.05.04Горное дело

«Подземная разработка пластовых месторождений» (РПМ),
кафедра РПМ

специалитет
21.05.04Горное дело

«Открытые горные работы» (ОГР), кафедра УПР.

специалитет
21.05.04Горное дело

«Шахтное и подземное строительство» (Ш),
кафедра Строительство зданий, подземных сооружений и геомеханика.

специалитет
21.05.04Горное дело

«Обогащение полезных ископаемых»,
кафедра (ОПИ);

специалитет
21.05.04Горное дело

«Взрывное дело» (ВД),
кафедра строительство зданий, подземных сооружений и геомеханика.

специалитет
21.05.04Горное дело

«Технологическая безопасность и горноспасательное дело» (ТБГД),
кафедра ОТиА .

специалитет

Горный факультет был создан в 1921 году. Первым деканом факультета был Василий Иванович Белов. На первых порах факультет объединял все специальные дисциплины горного цикла для двух специальностей: горный инженер по эксплуатации месторождений полезных ископаемых; горный инженер-механик.

Впоследствии подготовку студентов горных инженеров-механиков стали производить на ГЭМ факультете. До середины 90-х годов ХХ века на факультете велась подготовка только горных инженеров по разработке месторождений полезных ископаемых.

В 1999 году горный факультет был переименован в «Факультет геотехнологий и управления производством». Третье тысячелетие факультет встречал с обновленным именем, но сохранившим былые традиции. В 2010 году факультету было возвращено традиционное наименование «Горный факультет».

Факультет известен своими научными школами, возглавляемыми ведущими учеными-горняками. Более 80 % руководящих работников шахт и угольных объединений – выпускники факультета. Здесь подготовлено почти 20 тысяч горных инженеров. Они работают не только на шахтах, но и в научно-исследовательских и проектных организациях, преподают в высших и средних учебных заведениях. Среди выпускников - известные ученые, крупные предприниматели, некоторые из которых занимают ответственные должности в администрациях городов, районов, области, государства.

Учеба на факультете открывает увлекательный мир горного производства. Выпускники факультета получают соответствующую современным требованиям языковую, правовую, экономическую и компьютерную подготовку. Студенты активно участвуют в научных исследованиях кафедр факультета, могут продолжать учебу в аспирантуре, проходить практику в зарубежных вузах. Занятия проводятся в специально оборудованном учебном корпусе, располагающем учебным телевидением и компьютерными классами. К услугам студентов факультета одно из лучших общежитий, в котором созданы условия не только для самостоятельных занятий, но и для полноценного отдыха. Высокая квалификация работников преподавателей факультета позволяет вести научные исследования на высоком уровне.

Научные школы возглавляемые учеными горного факультета, имеют международную известность.

Школа К. Ф. Сапицкого.
Научная школа д-ра технических наук К. Ф. Сапицкого, разрабтывает новые, не имеющие аналогов в мировой практике, нетрадиционные технологии добычи угля в особо сложных условиях.

Школа В. И. Николина.
Лидирующие позиции в области теории и практики борьбы с внезапными выбросами занимает научная школа д-ра технических наук В. И. Николина. Работы, проводимые этим учёным коллективом, практически решили проблему газодинамических явлений при добыче угля и существенно расширили представления о физических процессах в массиве.

Школа Ю. Ф. Булгакова.
Выполнен целый ряд фундаментальных исследований в области создания эффективных средств и способов тушения подземных пожаров. Эти работы легли в основу создания нового научного направления - комбинированного тушения подземных пожаров. Под руководством Булгакова Ю. Ф. выполнен цикл экспериментальных работ, проведенных во взрывной штольне для изучения особенностей распространения энергии взрывов по горным выработкам и разработке средств их локализации. Булгаков Ю. Ф. является руководителем направления по созданию и разработке новых и совершенствованию существующих средств и способов тушения сложных пожаров и локализации взрывов метано-воздушных смесей.

Школа М. П. Зборщика.
Научная школа д-ра технических наук М. П. Зборщика играет авангардную роль в разработке технологий охраны горных выработок на больших глубинах. Практическое применение их исследований имеет решающее значение для дальнейшего развития угледобычи в Украине. Почетна и ответственна работа горного инженера. Только волевые, целеустремленные и всесторонне образованные люди могут быть руководителями.