Горный факультет
Адрес | ДНР, г. Донецк, ул. Артема, 58, 9-й корпус, аудитория 9.408 (4-й этаж) | |
Телефоны | +7 (856) 335-37-86, +7 (856) 301-09-57, +7 (856) 301-09-35 | |
gf@donntu.ru | ||
Сайт | http://gf.donntu.ru http://gf.donntu.ru/gfviz http://gf.donntu.ru/gfvizu |
Горный факультет – один из первых и старейших факультетов университета. За весь период его существования подготовлено более 14 тыс. инженеров, которые всегда были востребованы в разных отраслях народного хозяйства. Выпускники факультета работают на горнодобывающих и перерабатывающих предприятиях, в научно-исследовательских и проектных организациях, преподают в высших и средних специальных учебных заведениях. Среди выпускников – известные ученые, руководители министерств, угольных объединений, шахт, обогатительных фабрик; опытные преподаватели; госслужащие, занимающие ответственные должности в администрациях городов и районов. Горный инженер – это специальность, которая не подвержена временной конъюнктуре, она всегда будет востребована обществом. Горное дело – самая нужная и универсальная специальность для Донбасса.
Кафедры факультета
Направления подготовки
Подземная разработка пластовых месторождений» Специалистов этой специализации готовит старейшая в ДонНТУ кафедра «Разработка месторождений полезных ископаемых». Первый выпуск горных инженеров состоялся в 1924 году. После окончания университета выпускники могут работать на шахте и на карьере, на руднике по добыче руды и соли, на добыче мрамора и других отделочных камней, на строительстве метро и т.п. Также они могут работать в проектных, научно-исследовательских и учебных заведениях горного профиля. Уровень знаний, широта кругозора и способность к мышлению, приобретенные за годы обучения настолько велики, что наших выпускников вы можете встретить на любых должностях –от министра до председателя правления банка. Нашей стране с её богатыми минеральными ресурсами самой природой предопределено иметь мощную горнодобывающую промышленность. Без этой отрасли не может быть экономически развитой и независимой страны. А без высококлассных специалистов не может нормально работать горнодобывающая промышленность.
Студенты после окончания обучения получают квалификацию «Горный инженер» и способны выполнять производственные функции на предприятиях горнодобывающей отрасли. Горный инженер, окончивший ВУЗ по этой специальности, является основным руководителем и организатором производства на горнодобывающих предприятиях. Программами подготовки предусматривается получение студентами знаний в объеме, необходимом для обеспечения технического прогресса в угольной промышленности на базе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. В учебном процессе широко используются различные технические средства обучения (учебное телевидение, компьютерные классы), макеты систем разработки угольных пластов, модели оборудования для выемки угля. Далее... Кем я могу стать?
• главными инженерами предприятий, руководителями горнодобывающих предприятий и объединений;
• горными инженерами, инженерами по креплению, инженерами горноспасательной службы;
• горными мастерами, мастерами дренажной шахты; мастерами на поверхности;
• горными мастерами подземного участка;
• инженерами буровзрывных (взрывных) работ.
Кроме того, в вузе можно продолжить обучение в аспирантуре по специальности технических наук 25.00.22 – Геотехнология (подземная, открытая и строительная).
Что я буду изучать?
• основы горного дела. Подземная геотехнология;
• вскрытие и подготовка пластовых месторождений полезных ископаемых;
• технология подземной разработки месторождений полезных ископаемых;
• особенности разработки пластов в сложных горно-геологических условиях;
• процессы подземных горных работ;
• подземная разработка рудных месторождений полезных ископаемых;
• использование подземных пространств;
• нетрадиционные технологии разработки месторождений;
• направления усовершенствования технологии подземной добычи угля;
• методы научных исследований в горном деле;
• компьютерное обеспечение инженерных расчетов в горном деле;
• принятие решений на горных предприятиях;
• горная научно-техническая и деловая документация;
• экономико-математическое моделирование и оптимизация технологических процессов в шахтах.
На какой кафедре я буду учиться?
Разработка месторождений полезных ископаемых
Сфера деятельности горных инженеров-строителей – практически любая отрасль строительного производства: подземное, промышленное и гражданское строительство с учетом геомеханики оснований, объекты гидротехнического, военного и транспортного строительства; предприятия угольной и горнорудной промышленности; высшие учебные заведения, научно-исследовательские и проектные организации. Горные инженеры-строители реконструируют и строят шахты, готовят новые горизонты на действующих шахтах, строят метрополитены, подземные торговые и культурные центры, хранилища нефти и газа, военные объекты, межконтинентальные тоннели, карьеры, объекты жилищного и социального назначения на поверхности и многое другое.
Объектами профессиональной деятельности горного инженера по специализации «Взрывное дело» являются производственные объекты, связанные с использованием энергии взрыва -взрывных работ: подземные рудники и угольные шахты, карьеры и угольные разрезы; объекты строительства и реконструкции предприятий и сооружений в промышленности, в т. ч. подземные, при освоении подземного пространства крупных городов, в гидротехническом и транспортном строительстве; организации и предприятия, связанные с исследованием, разработкой, испытаниями и производством взрывчатых материалов, оборудования и приборов взрывного дела; организации, осуществляющие надзор по промышленной безопасности в сфере оборота взрывчатых материалов и др. По окончании обучения выдается Удостоверение на право руководства взрывными работами, позволяющие занимать руководящие должности на горных предприятия. Далее...Кем я могу стать?
• горный инженер-строитель;
• руководитель на горнодобывающем или строительном предприятии;
• главный инженер горного предприятия;
• инженер-строитель (технический отдел предприятий; проектно-конструкторские институты; заводы по производству горного оборудования);
• инспектор промышленной безопасности;
• руководитель взрывными работами;
• горный мастер;
• ведущий специалист в области подземного и гражданского строительства;
• ведущий специалист в управлении недвижимостью;
• руководитель (инженер) на строительстве или реконструкции метрополитена, подземного торгового центра, подземного хранилища или военного объекта;
• научный сотрудник (научно-исследовательские институты);
• преподаватель учебных заведений среднего специального и высшего образования.
Что я буду изучать?
• технология и безопасность взрывных работ;
• строительные конструкции;
• уникальные здания и сооружения мира;
• строительство метрополитена на подрабатываемых территориях;
• технология строительства карьеров;
• строительство горизонтальных и наклонных выработок;
• управление состоянием массива горных пород;
• фундаменты и грунты оснований;
• взрывные технологии;
• строительные машины;
• взрывозащита выработок;
• промышленное и гражданское строительство;
• проведение выработок в зонах завалов и обрушений;
• специальные способы строительства выработок.
На какой кафедре я буду учиться?
Знание современных технологий и оборудования для переработки широкого спектра полезных ископаемых, методов контроля и управления технологическими процессами позволяет нашим выпускникам заниматься производственной, проектной и научно-исследовательской деятельностью на промышленных предприятиях. Наши выпускники работают на обогатительных фабриках, карьерах, шахтах, коксохимических заводах, инжиниринговых фирмах, проектных институтах. Новым современным направлением для наших выпускников является участие в проектах по переработке и утилизации отходов производств. Более четырех тысяч наших выпускников трудятся на предприятиях Донбасса, России, стран Европы, Азии и Африки.
Специальность «Горное дело» готовит специалистов по специализации «Обогащение полезных ископаемых». Выпускники – горные инженеры обогатители ориентированы на знание современных технологий и оборудования для переработки широкого спектра полезных ископаемых, методов контроля и управления технологическими процессами. Эти знания и навыки позволяет им заниматься производственной, проектной и научно-исследовательской деятельностью на промышленных предприятиях. Свое применение наши выпускники находят на обогатительных фабриках, карьерах, шахтах, коксохимических заводах, инжиниринговых фирмах, проектных институтах. Новым современным направлением для наших выпускников является участие в проектах по комплексной переработке и утилизации отходов различных производств. Далее...Кем я могу стать?
• горный инженер-обогатитель;
• директор обогатительной фабрики и его заместитель;
• главный инженер обогатительной фабрики и его заместитель;
• начальник основного производства;
• начальник отдела технического контроля на обогатительной фабрике, шахте, карьере, коксохимзаводе;
• начальник смены;
• мастер производства;
• заведующий химической лабораторией;
• лаборант хим, лаборатории;
• инженер-технолог (технический отдел предприятий; проектно-конструкторские институты; заводы по производству обогатительного оборудования);
• научный сотрудник (научно-исследовательские институты);
• инженер по монтажу и наладке обогатительного оборудования;
• ведущий специалист в области управления качеством полезных ископаемых;
• преподаватель учебных заведений среднего специального и высшего образования.
Что я буду изучать?
• технология обогащения угля;
• технология обогащения руд черных и цветных металлов;
• гравитационные методы обогащения полезных ископаемых;
• флотационные методы обогащения полезных ископаемых;
• магнитные и электрические методы обогащения полезных ископаемых;
• специальные методы обогащения полезных ископаемых;
• обезвоживание продуктов обогащения, кондиционирование и очистка сточных вод;
• моделирование обогатительных процессов;
• компьютерные технологии в обогащении полезных ископаемых;
• проектирование обогатительных фабрик;
• комплексная переработка вторичных минеральных ресурсов;
• технология переработки твердых бытовых отходов;
• окускование минерального сырья;
• экология обогатительного производства;
• опробование и контроль технологических процессов обогащения;
• принципы автоматизации на обогатительных предприятиях;
• метрология, стандартизация и сертификация в горном деле;
• управление качеством и сертификация продукции;
• технологическая эксплуатация и ремонт оборудования.
На какой кафедре я буду учиться?
В процессе обучения студенты получают традиционно качественную горную подготовку (в соответствии с лучшими традициями ДПИ – ДонНТУ), а так же систему универсальных знаний в области охраны труда и техники безопасности, теоретические основы, практические способы и средства обеспечения безопасных и безвредных условий труда в горнодобывающей промышленности и горном производстве, основы безопасной разработки угольных месторождений и технологий горноспасательного дела, плюс знания новейших информационных технологий и компьютерного моделирования горных процессов, шахтных вентиляционных сетей, одного из иностранных языков, психологии безопасности и поведения в критических ситуациях, навыки эффективных руководителей предприятия.
Для практических занятий по горноспасательному делу используется лабораторная база Центра подготовки горноспасателей ГВГСС МЧС ДНР. Далее... Кем я могу стать?
• инженер по охране труда на предприятии или в организации как горного так и не горного профиля;
• командир горноспасательного подразделения ГВГСС МЧС ДНР;
• руководитель горного предприятия;
• специалист Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ДНР;
• специалист Гортехнадзора ДНР по надзору за безопасностью ведения работ;
• эксперт в области промышленной безопасности;
• горный мастер добычного участка, проходческого участка, участка вентиляции и техники безопасности, участка прогноза выбросоопасности;
• государственный инспектор по вопросам соблюдения законодательства о труде;
• государственный инспектор Гортехнадзора ДНР;
• специалист экспертно-технического центра Гортехнадзора ДНР;
• научный работник в научно-исследовательских и проектных организациях, связанных с горным делом («Респиратор», МакНИИ, ДонУГИ).
Что я буду изучать?
• технологии горноспасательного дела;
• безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело;
• основы обеспечения безопасности опасных производственных объектов;
• системы обеспечения безопасности горного производства;
• безопасность и надежность технологических процессов в горном производстве;
• основы охраны труда;
• охрана труда в отрасли;
• рудничные пожары и взрывы;
• психология критических ситуаций;
• аэрология горных предприятий;
• компьютерные системы проектирования вентиляционных сетей;
• промышленная вентиляция;
• производственная санитария и гигиена труда;
• проблемы безопасной разработки выбросоопасных пластов;
• управление промышленной безопасностью;
• аттестация рабочих мест;
• процессы подземных горных работ;
• горные машины и оборудование.
• геология;
• материаловедение;
• обогащение полезных ископаемых;
• маркшейдерское дело.
На какой кафедре я буду учиться?
В настоящее время карьеры представляют собой крупные высокомеханизированные предприятия, оснащенные современным оборудованием: мощными буровыми станками, экскаваторами, электровозами и вагонами, автосамосвалами, дизель-троллейвозами и бульдозерами, Современное карьерное хозяйство также включает депо и тяговые подстанции, разветвленную сеть автомобильных и железных дорог, железнодорожные станции, механические мастерские и комплексы по переработке полезных ископаемых. Управлять всем этим сложным хозяйством могут только специалисты с высоким уровнем профессиональной подготовки. Поэтому перед горными инженерами встают новые проблемы, связанные с комплексным использованием недр, снижением вредного воздействия открытых разработок на окружающую среду, созданием новых и совершенствованием существующих технологий, техники и организации горного производства. Далее... Кем я могу стать?
• горным инженером на предприятиях угольной и горнорудной промышленности по открытой добыче полезных ископаемых;
• специалистом по ведению открытых горных работ на объектах гидротехнического и транспортного строительства;
• научным сотрудником в высших учебных заведениях и научно-исследовательских организациях.
Что я буду изучать?
• процессы открытых горных работ;
• машины и оборудование открытых горных работ;
• управление трудовым потенциалом горнодобыващего предприятия;
• технология и безопасность взрывных работ;
• вскрытие карьерных полей;
• горные машины и оборудование, горные машины и комплексы;
• технико-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых;
• финансовая деятельность субъектов хозяйствования;
• управление финансами промышленных предприятий;
• организация труда и нормирование на горных предприятиях;
• проведение выработок в карьере;
• системы разработки месторождений;
• гидромеханизация и подводная добыча твердых полезных ископаемых;
• автоматизация производственных процессов открытых горных работ;
• управление инвестиционной деятельностью горнодобывающего предприятия;
• малоотходная разработка комплексных месторождений минерального сырья;
• информационные технологии в горном деле;
• экономический механизм управления энергоэффективностью на промышленных предприятиях;
• осушение и стойкость горных выработок.
На какой кафедре я буду учиться?
Шифр | Наименование направления | Профиль, обозначение | Уровень |
---|---|---|---|
21.05.04 | Горное дело | «Подземная разработка пластовых месторождений» (РПМ), | специалитет |
21.05.04 | Горное дело | «Открытые горные работы» (ОГР), кафедра УПР. | специалитет |
21.05.04 | Горное дело | «Шахтное и подземное строительство» (Ш), | специалитет |
21.05.04 | Горное дело | «Обогащение полезных ископаемых», | специалитет |
21.05.04 | Горное дело | «Взрывное дело» (ВД), | специалитет |
21.05.04 | Горное дело | «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» (ТБГД), | специалитет |
Горный факультет был создан в 1921 году. Первым деканом факультета был Василий Иванович Белов. На первых порах факультет объединял все специальные дисциплины горного цикла для двух специальностей: горный инженер по эксплуатации месторождений полезных ископаемых; горный инженер-механик.
Впоследствии подготовку студентов горных инженеров-механиков стали производить на ГЭМ факультете. До середины 90-х годов ХХ века на факультете велась подготовка только горных инженеров по разработке месторождений полезных ископаемых.
В 1999 году горный факультет был переименован в «Факультет геотехнологий и управления производством». Третье тысячелетие факультет встречал с обновленным именем, но сохранившим былые традиции. В 2010 году факультету было возвращено традиционное наименование «Горный факультет».
Факультет известен своими научными школами, возглавляемыми ведущими учеными-горняками. Более 80 % руководящих работников шахт и угольных объединений – выпускники факультета. Здесь подготовлено почти 20 тысяч горных инженеров. Они работают не только на шахтах, но и в научно-исследовательских и проектных организациях, преподают в высших и средних учебных заведениях. Среди выпускников - известные ученые, крупные предприниматели, некоторые из которых занимают ответственные должности в администрациях городов, районов, области, государства.
Учеба на факультете открывает увлекательный мир горного производства. Выпускники факультета получают соответствующую современным требованиям языковую, правовую, экономическую и компьютерную подготовку. Студенты активно участвуют в научных исследованиях кафедр факультета, могут продолжать учебу в аспирантуре, проходить практику в зарубежных вузах. Занятия проводятся в специально оборудованном учебном корпусе, располагающем учебным телевидением и компьютерными классами. К услугам студентов факультета одно из лучших общежитий, в котором созданы условия не только для самостоятельных занятий, но и для полноценного отдыха. Высокая квалификация работников преподавателей факультета позволяет вести научные исследования на высоком уровне.
Научные школы возглавляемые учеными горного факультета, имеют международную известность.
Школа К. Ф. Сапицкого.
Научная школа д-ра технических наук К. Ф. Сапицкого, разрабтывает новые, не имеющие аналогов в мировой практике, нетрадиционные технологии добычи угля в особо сложных условиях.
Школа В. И. Николина.
Лидирующие позиции в области теории и практики борьбы с внезапными выбросами занимает научная школа д-ра технических наук В. И. Николина. Работы, проводимые этим учёным коллективом, практически решили проблему газодинамических явлений при добыче угля и существенно расширили представления о физических процессах в массиве.
Школа Ю. Ф. Булгакова.
Выполнен целый ряд фундаментальных исследований в области создания эффективных средств и способов тушения подземных пожаров. Эти работы легли в основу создания нового научного направления - комбинированного тушения подземных пожаров. Под руководством Булгакова Ю. Ф. выполнен цикл экспериментальных работ, проведенных во взрывной штольне для изучения особенностей распространения энергии взрывов по горным выработкам и разработке средств их локализации. Булгаков Ю. Ф. является руководителем направления по созданию и разработке новых и совершенствованию существующих средств и способов тушения сложных пожаров и локализации взрывов метано-воздушных смесей.
Школа М. П. Зборщика.
Научная школа д-ра технических наук М. П. Зборщика играет авангардную роль в разработке технологий охраны горных выработок на больших глубинах. Практическое применение их исследований имеет решающее значение для дальнейшего развития угледобычи в Украине. Почетна и ответственна работа горного инженера. Только волевые, целеустремленные и всесторонне образованные люди могут быть руководителями.