Профессиональное сотрудничество

Профессиональное сотрудничество

Психологическая служба ДонНТУ приняла активное участие в открытии Мастерской психологических практик, которое проходило 18 января 2017 г. в Министерстве образования и науки ДНР при организации МОН и Донецкого республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования.

Главная цель мастерской: внедрение инновационных форм и методов работы в практику специалистов психологической службы, а также обмен и распространение передового психологического опыта, популяризация психологических знаний. Данная мастерская позволит психологам-практикам не только обмениваться профессиональным опытом, а совершенствовать свои профессиональные знания и навыки для оказания качественной психологической помощи детям и их родителям, студентам, преподавателям и другой категории жителей Донбасса.

Психологами из разных городов Республики были презентованы различные мастер-классы, охватывающие широкий спектр психологической помощи. Педагог-психолог ДонНТУ, кандидат психологических наук Муханова Ирина Федоровна презентовала на Мастерской свой будущий обучающий семинар «Работа со страхами и тревогой медом психокатализа», который вызвал огромный интерес у практикующих психологов, студентов и специалистов из медицинской и военной сфер.

Репортаж по данному событию вы можете посмотреть по ссылке.  


28 февраля 2017 г. Психологическая служба ДонНТУ приняла активное участие в работе Мастерской психологических практик.

 В Донецком республиканском учебно-методическом центре психологической службы системы образования прошел обучающий семинар «Работа со страхами и тревогой методом психокатализа». Для психологов из разных городов Республики педагог-психолог ДонНТУ Муханова Ирина Федоровна представила свой многолетний профессиональный опыт с целью раскрытия алгоритма работы со страхами и тревогой с помощью психокатализа (соматопсихотерапии).

Как поется в известной песне: «Ничто на земле не проходит бесследно…». Так и в психике – отягощающие обстоятельства жизни, психические травмы тоже не проходят бесследно, а остаются в теле в виде «комка в горле», «тревоги, как огня в животе», «туман беспокойства во лбу» и т. д. Поэтому важным для человека является раскрытие своих возможностей саморегуляции – навыка отслеживания наших состояний, чувств, ощущений собственным вниманием.

В обучающем семинаре с психологами обсуждались следующие вопросы:

– Определение психокатализа как метода психотерапии (автор Ермошин А.Ф.). Психокатализ – это современный метод психотерапии и саморегуляции, который доказал свою эффективность при лечении различных расстройств, таких, как психологические травмы, фобии, панические атаки, вегето-сосудистая дистония (ВСД), наркотическая и алкогольная зависимость, психосоматические расстройства.
– Знакомство с конструктивным рисунком человека в психотерапевтической практике.
– Алгоритм работы с помощью психокатализа.
– Демонстрация работы методом психокатализа (на примере с одним из участников семинара).

Метод занимает иногда 10 минут в работе, а люди до знакомства с ним годами мучились от напряжений внутри тела, связан ных с обидами, страхами, тревогами  и т. д.
Ожидания участников семинара оправдались. Они отметили высокую профессиональную компетентность ведущего семинара и поблагодарили за получение новых, интересных и полезных теоретических знаний, подкрепленных практикой.

 

 

 


24 марта 2017 г. в Донецком республиканском учебно-методическом центре психологической службы системы образования прошел  второй обучающий семинар «Работа со страхами и тревогой методом психокатализа». Для донецких психологов педагог-психолог ДонНТУ, канд. психол. н. Муханова Ирина Федоровна в очередной раз поделилась своим профессиональным опытом по работе со страхами, фобиями и тревогой с помощью современного метода психокатализа (соматопсихотерапии).

Участники семинара в течение 4-х часов знакомились с интересным, эффективным, быстрым в работе психолога методом и в конце семинара, традиционно формату Психологической мастерской, высказали свои впечатления по результату работы. Все участники выразили свои  позитивные благодарности ведущему Мастеру за содержательное профессиональное общение.

4 апреля 2017 г. Психологическая служба ДонНТУ приняла активное участие в Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психологии», которая проходила в  Донецком национальном университете.

Педагог-психолог Лезкало Виктория Викторовна провела мастер-класс по актуальной на сегодняшний день проблеме: «Экспресс-помощь себе и тем, кто оказался рядом, в экстремальной ситуации». Целью мастер-класса было познакомить участников, студентов-психологов с основными способами допсихологической (экспресс) помощи себе и другим людям в экстремальной ситуации с опорой на имеющиеся представления об экстремальной ситуации.

Участники мастер-класса (20 человек) получили возможность: актуализировать свои знания о стрессе, стадиях стресса, реакциях в стрессе, ПТСР (Посттравматическое стрессовое расстройство); промоделировать внешние проявления реакций в экстремальной ситуации; рассмотреть принципы и механизмы развития личной стрессоустойчивости; рассмотреть приемы восстановления «экзистенциальных непрерывностей», нарушаемых в момент переживания острой стрессовой ситуации; в парах определить для себя «трудных» людей по проявленным реакциям и те реакции, с которыми готов работать, которые понятны.

В обратной связи участники, являющиеся жителями зоны военных действий, благодарили Викторию Викторовну за практические умения, которых им очень не хватало, чтобы чувствовать себя увереннее в это непростое время в ситуации неопределенности, напряжения жизненных сил, чтобы сохранить жизнь и здоровье для мирного времени.


29 апреля 2017 г. состоялся Третий фестиваль развития личности «Ветер Перемен». На фестивале была представлена работа 35 спикеров, мастеров в сфере психологии, редких видов спорта, трансформационных форм искусства. На своих мастер-классах спикеры фестиваля щедро делились знаниями и опытом. Педагоги-психологи Психологической службы ДонНТУ также представили свой опыт. Лезкано Виктория Виктория провела мастер-класс «В поисках себя» (сказкотерапия) в экзистенциальном направлении, Муханова Ирина Федоровна представила свой опыт «Метод психокатализа в работе со страхами, фобиями и тревогой» (помощь в саморегуляции).

17 мая 2017 г. Психологическая служба ДонНТУ приняла участие в международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания: теория и практика» в стенах ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия».

В рамках работы конференции были освещены актуальные вопросы административного права и государственного управления. Рассмотрены пути формирования эффективной социально-экономической модели общества и ее отдельных элементов на макро- и микроуровне. Освещены проблемы обеспечения экономической безопасности и борьбы с экономической преступностью. 

Исследованы особенности и возможности применения психологических знаний в работе правоохранительных органов, в становлении и коррекции личности. 

Команда службы представила результаты научно-исследовательской работы на тему: «Организация психологической помощи студентам в развитии жизненных перспектив в условиях изменяющегося мира», которые вызвали огромный профессиональный и личностный интерес представителей науки и практики.

По итогам конференции опубликованы 3 тома сборника статей и тезисов докладов конференции.

 

 

 


19 октября 2017 г. Психологическая служба ДонНТУ приняла участие в круглом столе на тему «Идентичность: факторы формирования в условиях меняющегося мира», который проходил в рамках международной научной конференции студентов и молодых ученых «Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса».

В проблеме формирования и трансформации идентичности в условиях идеологических изменений помогали разобраться вместе с участниками Яновский М. И., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ДонНУ и гость из России – Андраник Грантович Сулейманян, российский путешественник и психолог, публицист, кандидат психологических наук, член Русского географического общества, доктор этнопсихологии, преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова и МГППУ.

20 декабря 2017 г. в Донецком республиканском учебно-методическом центре психологической службы системы образования в рамках работы Мастерской психологических практик состоялось практическое занятие «От чувств к шедеврам. Использование метода интуитивного рисования в практической деятельности». Специалисты Психологической службы ДонНТУ, посетившие данное мероприятие получили новый профессиональный опыт в арт-терапии (один из самых мягких и, в то же время, глубоких методов работы с подсознанием). Данный метод педагоги-психологи ПС активно используют в тренингах и консультациях в работе со студентами.

Интуитивное рисование – как метод арт-терапии – это замечательный метод избежать внутренней цензуры, убрать эмоциональные блоки и взглянуть на мир и себя с другой стороны. Интуитивное рисование приводит к активизации правого полушария, которое у человека отвечает за идеи, образы, творчество. Страхи, зажимы, комплексы, отрицательные эмоциональные состояния становятся уже не такие значимые, не такие реальные и не такие безвыходные. Правополушарное рисование одновременно и лечит и диагностирует.

Что получают от интуитивного рисования?

  • учатся слушать свою интуицию и себя;
  • убирают барьеры «я не смогу», «у меня не получится»;
  • снимают стресс, отрицательные эмоциональные состояния;
  • развивают творческий потенциал;
  • улучшается мозговое кровообращение и происходит общая активизация деятельности головного мозга;
  • самовыражаются, доставляя удовольствие себе!

 


25-26 ноября 2017 г. Психологическая служба вновь приняла участие в Фестивале развития в Донецке. 45 мастер-классов по практической психологии, йоге и трансформационным формам искусства.

Специалист Психологической службы Виктория Викторовна Лезкано провела мастер-класс «Пережить предательство: как?».

В малой экзистенциальной группе приняли участие люди, которые пережили предательство или сами совершили предательство по отношению к своим близким. Участники имели возможность рассмотреть и осмыслить:

– чувства, которые испытывают «преданный» и «предатель»;
– с чем связаны сложности, чтобы понять, простить предательство и жить дальше своей отдельной жизнью;
– можно ли найти ресурсы, на которые можно опираться, переживая кризисные ситуации, связанные с любой потерей;
– у каждой боли есть свой срок и она проходит свои этапы.

Для человека важно выйти на понимание и восприятие предательства не как абсолютного зла и ненависти, а как возможности стать лучше, научиться прощать.


Психологическая служба ДонНТУв рамках работы Мастерской психологических практик 19 февраля 2018 г. приняла участие в практическом занятии «Искусство речи. Основы владения голосовым аппаратом».

Трехчасовое занятие проходило в Донецком республиканском учебно-методическом центре психологической службы системы образования. Тренер – Петренко Елена Александровна, психолог, преподаватель сценичной речи, артистка ТЮЗа г.Макеевки поделилась своими профессиональными знаниями о выразительных средствах речи педагога-психолога, о богатстве интонаций, о технике речи, раскрыв особенности правильного дыхания во время фонации, голоса, дикции.

Психологи, дефектологи выполняли различные упражнения («Зевать со звуком», «Собачий лай», «Бабушка», «Поцелуй-улыбочки», «Без звука внутри читаем: у Лукоморья…», «Колокола» и др.), тренировали связки, правильное дыхание, речевой аппарат, развивали речевой диапозон.

В конце занятия были удивительные открытия о своих природных голосовых качествах, о магии звука – бездне пространства и, что в каждом звуке есть душа и она должна петь! Со своим голосом надо работать, чтобы он зазвучал, чтобы мы были поняты другими!

19 февраля 2018 г. в Донецком республиканском учебно-методическом центре психологической службы системы образования в рамках работы Мастерской психологических практик состоялся тренинг «Почему меня бесят люди?». Автор тренинга – специалист Психологической службы ДонНТУ, канд.психол.н., Муханова Ирина Федоровна.

Участники тренинга – донецкие психологи в течение 4-х часов разбирались с особенностями реагирования на других людей через осознания себя, с использованием разных психотерапевтических направлений: транзактного анализа, символдрамы, расстановок и др.

Часто нас раздражают другие люди. Вот кто-то слишком сильно толкается в маршрутке, а кто-то громко разговаривает, и т.д. И самое интересное, что по какой-то непонятной случайности эти «люди-раздражители» постоянно нас преследуют. А мы пытаемся максимально от них укрыться, убежать. Но нет – если избегаем какой-то одной ситуации, на смену ей приходит совсем другая, но с похожим человеком. Что же происходит?

Все просто. В психологии есть так называемая теория поля. Она говорит, что все в мире взаимосвязано и просто так ничего не бывает. А еще она гласит, что (как к физике) подобное притягивает подобное. Вот, к примеру, пришли вы в любой незнакомый коллектив – и все те люди, которые вместе с вами там очутились, будут в той или иной степени отражать вас же самих. Как зеркала. Как это получается – пока остается загадкой, возможно здесь роль играют психологические фильтры восприятия, и на самом деле, человек находит раздражающие сходства с другими людьми, которых на самом деле и нет.

Впрочем, знания о теории поля могут существенно изменить жизнь каждого. Ведь как мы привыкли? Если кто-то нас раздражает, первое, что мы делаем, – пытаемся избежать контакта. На самом деле это не работает, и, как уже говорилось, приходят другие люди, которые таки отражают нам нас самих.

В результате проведенного тренинга участники сделали выводы:

1. То, что вас бесит (раздражает) в людях, тоже является частью вас. Когда понимаешь причину, она перестает на нас влиять!

2. Наше окружение – наши зеркала, особенно те, кто нас бесят. Они показывают нам наши «красные кнопки», непринятые мои части – «Я не переношу это в себе» (имеем дело с жестким сверх-Я). Следует обратить внимание на свою подавленную, непроявленную часть личности.

3. Мы притягиваем тех людей, которые помогают нам завершить какую-то ситуацию.

4. Детские годы — причина отказа от себя (были неудобными для родителей). Дети очень «красиво» отзеркаливают нам подавленные части нас. Ребенок демонстрирует те эмоции, которые  вы задавили.

5. Освобождение от запретов приносит удовлетворение и спокойствие.

То, что вас восхищает в других, есть внутри вас! Ваша задача – увидеть это и понять.

6. Окружать себя правильными людьми, ресурсными.

7. Для вашего благосостояния нужно и важно вернуть все утраченные фрагменты вас. Собирание брошенных частей себя и их объединение в единое целое.   

В обратной связи участники тренинга, благодарили Ирину Федоровну за комфортную атмосферу и оправданные ожидания от тренинга, новые структурные знания, позитивный опыт и профессионализм.

 


19 апреля 2018 г. Психологическая служба поучаствовала в работе Психологической мастерской в мастер-классе «Работа с проективными методикам» Яновской Ларисы Владимировны, к. психол. н., доцента кафедры психологии ДонНУ.

Проективный метод – (от лат.рrojectio – выбрасывание вперед) – один из методов психодиагностики – группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт. Проективные методики являются удобным и эффективным диагностическим инструментом для исследования внутреннего мира человека. Для психологов важно правильно использовать данный метод и его интерпретировать. 

В ходе мастер-класса были обсуждены вопросы про возрастные особенности применения проективных методов, достоверность их использования, качественность их интерпретации и цвета.

К любому методу психодиагностики надо относиться крайне бережливо, а не пытаться его подогнать под единый универсальный стандарт, приводящий, в конечном итоге, к потере его достоинств. К его использованию надо подходить с элементарной методологической грамотностью.

 

В рамках работы мастерской тренер предложила участникам нарисовать рисунок «Моя жизнь» и на практике поисследовать свое настроение, собственные ресурсы по решению сложных жизненных ситуаций, а также поупражняться в его интерпретации, что вызвало живой интерес и теплую обратную связь участников.

 

 

27 апреля 2018 г. специалисты Психологической службы приняли активное участие в важном мероприятии, которое проводилось Донецким республиканским учебно-методическим центром психологической службы системы образовании (ДРУМЦ ПССО) при поддержке МОН ДНР – торжественном закрытии Мастерской психологических практик.

В связи с большим количеством заявок на участие и живого интереса к практическим занятиям Мастерские  продлили свою работу на 1,5 года. Цели данного проекта: внедрение инновационных форм и методов работы в практику специалистов психологической службы, обмен передовым психологическим опытом, повышение профессионального уровня специалистов психологической  службы и студентов. Проект завершился и все получилось! Цели достигнуты, обобщен профессиональный опыт 33-х психологов-практиков, которые щедро делились своим профессиональным мастерством. Отмечена высокая мотивация психологов развиваться и  получать новые знания. Теплые слова звучали и в адрес мастеров, и в адрес участников психологических мастерских, и в адрес сотрудников ДРУМЦПС СО. Работа Мастерской психологических практик получила высокую популярность среди республиканских психологов и в следующем году планируется ее продолжение.

Специалисту ПС университета – Мухановой Ирине Федоровне были вручены сертификаты за участие в 3-х мастер-классах, которые психолог проводила в 2017-2018 гг. 


23 мая 2018 года на базе Дома профсоюзов прошло плановое информационное совещание с председателями организационных звеньев Профсоюза работников образования и науки ДНР, для которых был сделан ряд сообщений о проведении образовательными учреждениями Республики Недели охраны труда. В ходе совещания образовательными учреждениями были представлены отчеты о проведении этого мероприятия.

В числе выступающих – педагог-психолог университета ПС Ирина Муханова, которая выступила с докладом «Профессиональное выгорание молодых работников: признаки, причины, стадии и профилактика». В ходе доклада был представлен теоретический анализ проблемы профессионального выгорания, а также практический – интересные результаты по исследованию проблемы безопасности на рабочих местах молодых работников вуза через анализ особенностей профессионального выгорания.

Доклад вызвал большой интерес у присутствующих.


21-22 ноября психологи ПС приняли участие в Специализированной психологической конференции с международным участием «Травматерапия. Преодоление последствий психотравмирующих событий». В конференции поучаствовали психиатры, наркологи, психотерапевты, клинические психологи, практические психологи, аспиранты, магистранты, студенты. Данная конференция стала для психологического сообщества значимым событием, где специалисты обсудили с коллегами актуальные вопросы и проблемы, обменялись современными психологическими и психотерапевтическими практиками в сфере травматерапии и кризисного консультирования детей и взрослых. Конференция проходила в новом формате – панельных дискуссий и традиционных мастер-классов.

Педагог-психолог, канд. психол. н., Ирина Муханова приняла участие в 4-й панельной дискуссии на тему: «Супервизия и реабилитация травматерапевтов и других специалистов, оказывающих психологическую, социальную, медицинскую помощь пострадавшим от военного конфликта». И поделилась своим профессиональным опытом в решении ряда вопросов: как понимать, что психологу нужна супервизия, как восстановить свое состояние, когда наступает эмоциональное выгорание и т. д.?

13 февраля 2019 г. на базе нашего университета совместно с Донецким республиканским учебно-методическим центром психологической службы системы образования (ДРУМЦ) впервые была организована и проведена встреча с элементами супервизии в рамках проекта «Профессиональная поддержка помогающим». Цель: поддержка практических психологов в профессиональной деятельности и оказания им личной психологической помощи, профилактика «синдрома выгорания» специалистов. Данная форма работы широко обсуждалась на Республиканской специализированной психологической конференции «Травматерапия. Преодоление последствий психотравмирующих событий»,  в ноябре 2018 года в Донецке. А сегодня данный проект начал свою реализацию.

Ведущая первой встречи Муханова И. Ф., к. психол. н., педагог-психолог Психологической службы ДонНТУ провела работу с собравшимися психологами по разрешению профессиональных затруднений в выработке стратегии ведения сложных случаев, по проработке своих переживаний в этой связи. В комфортной рабочей атмосфере и доверительном общении были затронуты вопросы регуляции своих эмоций, агрессии и одиночества обучающихся, трудностей детско-родительской сепарации, непринятия ребенком своих личностных качеств, неумения строить отношения в коллективе сверстников и пр. 

Ценность подобной встречи сложно переоценить, ведь подобный формат работы позволяет практическому психологу, работающему в системе образования, посмотреть на проблемный случай из своей практики и себя со стороны; увидеть свои ошибки, получить профессиональную поддержку, новый взгляд на проблему от коллег; экологично проработать негативные чувства, которые непременно возникают в  процессе работы и пр.

Практические психологи системы образования активно трудятся в рамках психологического сопровождения обучающихся, оказывают им психологическую помощь, поддерживают педагогов и родителей (законных представителей). В условиях сложившейся военной ситуации существенно возросла потребность в их профессиональной помощи. На этом фоне всё чаще специалисты указанной помогающей профессии сталкиваются с неординарными, нестандартными ситуациями, непростыми психологическими случаями, небанальными реакциями детей на обыденные ситуации, с последствиями психотравмы на фоне боевых действий. Это вынуждает психологов работать в усиленном режиме, с повышенной долей ответственности и профессионального перегруза. В сложившейся ситуации зачастую «сапожник остается без сапог», несмотря на то, что он остро (а иногда как никто другой) нуждается в профессиональной поддержке. 

В Республике оказание психологической поддержки самим психологам станет систематической, а занятия супервизионного формата, интервизионных групп будут традиционными для практических психологов.