Психологическая служба
psi@donntu.ru |
Великий вопрос жизни – как жить среди людей.
А.Камю
«Здоровая личность – процветающее государство».
Психологическая служба, как структурное подразделение ДонНТУ, создана 1 июля 2016 г.
Психологическая служба осуществляет свою деятельность на основании:
- Закона ДНР «Об образовании» (№ 55-IHC от 19.06.2015 г.);
- «Типового положения о психологической службе в системе образования ДНР» (№ 378 от 06.08.2015 и № 616 от 25.09.2015 г.);
- Положения о психологической службы ДонНТУ (утверждено на заседании Ученого совета ДонНТУ, Протокол № 3 от 11.09.2020 г.);
- Плана работы педагога-психолога.
Целью деятельности Психологической службы (ПС) является психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса, защита психологического здоровья и социального благополучия всех участников образовательного процесса, а также оказание и укрепление психического здоровья, содействие полноценному личностному, интеллектуальному, социальному развитию студентов на каждом возрастном этапе, созданию условий для формирования у них мотивации к самовоспитанию и саморазвитию.
Задачи ПС:
- обеспечение индивидуального подхода к каждому участнику образовательного процесса на основе его психолого-педагогического обследования;
- профилактика и коррекция отклонений в социальном, интеллектуальном и психофизическом развитии студентов;
- психологический анализ социальной ситуации развития в вузе, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса;
- содействие администрации и педагогическим коллективам вуза в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности студентов и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности студентов, педагогических работников и других участников образовательного процесса;
- психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям студентов;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в вузе;
- содействие в получении студентами вуза психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни, формирование способности к самоопределению;
- распространение и внедрение в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
- обеспечение своевременного и систематического изучения психофизического развития студентов, мотивов их поведения и деятельности с учетом возрастных, интеллектуальных, физических, половых и других индивидуальных особенностей;
- содействие созданию условий для саморазвития и самовоспитания;
- оказание содействия формированию развивающего образа жизни студентов, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у студентов творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению;
- оказание психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся, педагогическому коллективу, администрации вуза в профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании студентов. Социально-педагогический патронаж направлен на оказание социально-педагогической помощи социально незащищенным категориям детей молодежи с целью преодоления ими жизненных трудностей и повышения их социального статуса.
Психологическая служба работает в режиме сопровождения учебно-воспитательного процесса вуза.
Основные виды деятельности психологической службы:
- психологическое просвещение – формирование у обучающихся, у педагогических работников и администрации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения студентов на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
- психологическая профилактика – своевременное предупреждение отклонений в психофизическом развитии и формировании личности, межличностных взаимоотношений, предупреждение возникновения явлений дезадаптации студентов в вузе, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение личности студентов, групп и коллективов на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся;
- психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, проведение психолого-педагогических мероприятий с целью устранения нарушений в психосоматическом и интеллектуальном развитии и поведении, склонности к зависимостям и правонарушениям, формирование социально значимой жизненной перспективы, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов и других специалистов;
- реабилитация – предоставление психолого-медико-педагогической помощи учащейся молодежи, которые находятся в кризисной ситуации (пострадавшим от социогуманитарных, техногенных, природных катастроф, перенесших тяжелые болезни, стрессы, переселение, военные конфликты, подвергшимся насилию и т. п.), с целью адаптации к условиям обучения и жизнедеятельности;
- консультативная деятельность – оказание помощи студентам, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;
- социально-диспетчерская деятельность – обеспечение всех участников образовательного процесса информацией о возможности получения помощи в случаях, выходящих за рамки профессиональной компетенции специалистов Службы, посредством создания банка данных о службах, оказывающих профессиональные услуги. Переадресация дает возможность оказания комплексной социально-педагогической и медико-психологической помощи и не снимает ответственности со специалиста Службы за дальнейшее сопровождение студента.
Психологическая служба работает по следующим принципам:
- Профессионально
В психологической службе работают дипломированные специалисты (высшее образование по практической психологии), имеющие специальную подготовку (символдрама, гештальт-терапия, психокатализ, психоанализ, транзактный анализ, позитивная терапия, экзистенциальная терапия и др.), кандидаты наук.
- Анонимно
Консультирование и диагностика проводится специалистами психологической службы на анонимной основе, с гарантией сохранения конфиденциальной информации, а также они несут ответственность за доступ к информации и ее распространению.
- Бесплатно
Работа по основным видам деятельности психологической службы проводится специалистами на безоплатной основе по проблемам адаптации студентов, психологических травм, страхов, тревожности, горя, депрессии, вины, стыда, межличностных отношений, переживания одиночества, утраты смысла жизни, неуверенности и заниженной самооценки и т. д.
В соответствии с действующим законодательством специалисты Службы несут персональную профессиональную ответственность за свою деятельность, которую осуществляют строго в пределах своей профессиональной компетенции и по запросу студентов и профессорско-преподавательского состава.
Психологическая служба | |||
Направления | Формы | Виды | Методы работы |
| 1. Групповая (тренинги); 2. Индивидуальная (студенты, преподаватели). |
|
|
Небольшой видеорепортаж о Психологической службе ДонНТУ смотрите по данной