Психопросветительская и профилактическая деятельность
С целью популяризации Психологической службы ДонНТУ, повышения психологической грамотности профессорско-преподовательского состава, 9 сентября 2016 г.
на Ученом совете была представлена деятельность Психологической службы университета ее руководителем доцентом Е.Б.Николаевым. Были представлены цель, задачи, основные виды и направления работы Психологической службы университета; ее кадровый состав и место расположения.
28-29 сентября 2016 г. с целью ознакомления зам. деканов по воспитательной работе и кураторов академических групп 1 курса с результатами исследования адаптации первокурсников и организации в данном направлении кураторов, был проведен учебно-методический семинар: «Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе».
На семинаре обсуждались формы, стадии, стороны адаптации и особенности адаптации наших первокурсников по 6 факультетам. Отдельно выносился вопрос о роли куратора в адаптационном периоде глазами студента-первокурсника. В обратной связи кураторы обозначали проблематику групп: групповая сплоченность студентов, групповые принятия решений, лидерство, ответственность, эффективная коммуникация в группе, мотивация учения, проблема курения студентов в неположенных местах и т.д. Были обсуждены формы сотрудничества кураторов и психологов службы: тренинги по запросу кураторов и студентов, индивидуальные и групповые беседы, консультации.
В октябре-ноябре 2016 г. ПЛАНИРУЕТСЯ проведение:
– круглого стола «Психолого-педагогические действия, направленные на повышение мотивации учения студентов»;
– индивидуальных бесед «Стрессовые ситуации: помоги самому себе».
– совместных кураторских собраний (по запросам кураторов);
Будут разработаны и представлены «Рекомендации кураторам по успешной адаптации студентов-первокурсников к условия обучения в вузе».
Психологическая служба продолжила свою просветительскую работу с кураторами университета. Уже становится традицией организация и проведение учебно-методических семинаров для профессорско-преподавательского состава ДонНТУ. Так, 29 ноября 2016 г. состоялся семинар для кураторов и преподавателей на тему: «Итоги проведения исследования адаптации первокурсников, мотивации студентов к обучению в вузе».
Были представлены общие результаты исследования адаптации к вузу и мотивации к учению студентов-первокурсников, а также предложена и обсуждена с преподавателями стратегия работы по адаптации первокурсников.
Семинар проходил в атмосфере доверия, где кураторы активно задавали вопросы по проблемным ситуациям в группе и способам их эффективного решения. Неизменными вопросами остаются: ответственность и зрелость студентов, их мотивированный подход к обучению в университете и успешной сдаче сессии, эффективная коммуникация в группе и с преподавателями, и т. д.
6 декабря 2016 г. Психологическая служба приняла участие в работе Совета развития, где представила анализ актуальной для вуза проблемы: «Психологические аспекты подготовки студентов 1-го курса к сдаче экзаменационной сессии». Общеизвестно, что каждый год в университет приходят студенты со своими сформировавшимися знаниями, уменями, навыками, мотивацией учения и навыками учебной деятельности. И каждый год профессорско-преподавательский состав сталкивается с проблемой отчисления немалого процента студентов 1-го курса перед сессией или после нее. Психологическая служба организовала исследование данной проблемы, выделив основные компоненты учебной деятельности: адаптация и мотивация учения.
В презентации педагог-психолог Ирина Муханова представила результаты данной научно-исследовательской работы (сентябрь-ноябрь 2016 г.), которая во втором учебном семестре будет продолжаться.
Были сделаны выводы о том, что группу риска составляют студенты с низкой психологической готовностью к сессии, не выдерживающие учебной нагрузки, с низкой психофизиологической адаптацией, дезадаптированные или с низкой адаптацией к учебной деятельночти и учебной группе. А адаптированный студент – это студент, способный к дальнейшему развитию, умеющий использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня, мотивированный на движение вперед.
На совете развития обсуждалась и стратегия оказания помощи студентам при сдаче сессии. В свою очередь, ПС представила и результаты сопровождения студентов-первокурсников через организацию тренинговой работы: «Командообразование. Групповая сплоченность, «Эффективная коммуникация», «Я и сессия». Тренинговая работа будет продолжаться и во втором семестре.
Новый 2017–2018 учебный год начался с проведения Психологической службой (ПС) просветительской работы – семинара для кураторов Горного и Горно-геологического факультетов на тему: «Организация сотрудничества ПС с кураторами» (сентябрь 2017 г.). Были определены цели сотрудничества и формы работы на новый учебный год.
Анкетирование кураторов показало, что большее их количество испытывает трудности в вопросах организации и проведения контроля за посещаемостью занятий студентами (75 %) и способов влияния на студентов, имеющих вредные привычки (20 %). Кураторы охотно указывают на потребность в оказании помощи ПС в вопросах: проведения тренингов для студентов (75 %), индивидуальных консультаций по разным вопросам (25 %) и участие в тренингах (25 %).
Процесс адаптации первокурсников к обучению в вузе – явление весьма сложное и многогранное. И здесь важна роль куратора! Поэтому ПС представила модель работы со студентами-первокурсниками по изучению их адаптации и мотивации и обратила внимание кураторов и зам.декана по воспитательной работе на организацию первого этапа в данной работе – психодиагностическое исследование.
Также обсуждались вопросы, касающиеся особенностей имиджа первокурсников – будущих горных инженеров и способов повышения имиджа горняка. С интересными предложениями выступил декан горного факультета Борщевский Сергей Васильевич, отметив необходимость повышения важности имиджа профессии горного инженера в процессе обучения в вузе. С целью оказания помощи молодым преподавателям, которые только начинают свою педагогическую деятельность и опытным творческим педагогам, которые хотят идти в ногу с достижениями науки и практики, Психологическая служба предложила формы сотрудничества (тренинги, консультации, круглые столы, деловые игры) по формированию имиджа преподавателей и студентов – будущих специалистов-горняков.
20 ноября 2017 г. для администрации, преподавателей, студентов и сотрудников университета психологи ПС организовали и провели интерактивную лекцию: «Жизнь в условиях изменяющегося мира: стресс, безопасность, личная эффективность».
Обсуждались вопросы симптомов стресса и стрессоров; влияние стресса на тело человека; стадии, виды стресса. Особое внимание уделилось травматическому стрессу, посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР).
Были представлены и практические аспекты: диагностика стрессоустойчивости; антистресс-алгоритм в экстремальных ситуациях; экспресс-помощь близким людям; специфика помощи детям от младенчества до юношеского возраста в стрессовых ситуациях.
Обсуждение вопросов, связанных со стрессами, личной безопасности и эффективности в процессе интерактивной лекции позволило сделать важные выводы на будущее:
- стрессы в нашей жизни неизбежны, однако затянувшийся стресс (дистресс) вреден, приводит к истощению;
- причиной многих заболеваний является дистресс;
- со стрессом нужно учиться справляться развивая стрессоустойчивость;
- стрессоустойчивость нужно развивать повседневно (для ресурса);
- делать упражнения на развитие стрессоустойчивости, довести их до автоматизма – встроить их в реакции тела.
В целом, зная свои ресурсы и развивая их, можно справиться с любым стрессом!
7 декабря 2017 г. Психологическая служба провела круглый стол с преподавателями, заведующими кафедр и деканатом инженерно-экономического факультета по результатам адаптации и мотивации студентов-первокурсников 2017 года (1-й этап работы) в сравнении с результатами первокурсников 2016 года. А также обсуждена стратегия работы кураторов по адаптации первокурсников к учебной группе и учебно-профессиональной деятельности (2-й этап работы). Заседание круглого стола прошло эффективно, в атмосфере сотрудничества, живого диалога и заинтересованности.
Спасибо за продуктивное профессиональное сотрудничество ИЭФ!
24 апреля Психологическая служба совместно с Отделом охраны труда организовала и провела Вузовский форум «Безопасность на рабочих местах молодых работников», посвященный Всемирному Дню охраны труда в 2018 г.
Проблема безопасности на рабочих местах молодых работников была представлена с разных точек зрения. Специалисты Психологической службы представили ее с точки зрения профессионального выгорания.
Молодые работники университета с большим интересом соприкоснулись с проблемой «Профессионального выгорания: признаки, причины, стадии и профилактика», которую представила к. психол. н., Муханова Ирина Федоровна.
«Выгорание» – спутник многих профессионалов, особенно живущих и работающих в крупных городах. Для многих выгорание видится запретной зоной, войдя в которую специалист теряет все свои силы, энергию и профессиональные качества. Так ли страшно это состояние, и откуда оно появляется – разговор шел об этом.
Определений выгорания много, но все они сводятся к одному – это результат непрекращающегося рабочего стресса (здесь идет речь о профессиональном выгорании, так и о личном эмоциональном), влекущий за собой апатию, безразличие к сотрудникам и депрессию. В процессе подготовки к форуму, специалистами ПС было проведено небольшое исследование среди 37 молодых работников университета, целью которого было исследования факторов риска профессионального выгорания молодых сотрудников. Результаты представлены в докладе.
Был сделан акцент на возможностях оказания молодым специалистам психологической помощи как процесса восстановления эмоционально-психофизиологических ресурсов личности, активизации профессиональной мотивации специалиста (психологическая разгрузка; повышение психологической культуры молодых специалистов; развитие навыков релаксации, саморегуляции и самоконтроля; развитие мотивации личностного роста и творческого потенциала; планирование личной и профессиональной карьеры и др.)
Очень важным условием профилактики выгорания является разделение между работой и домом (т. е. между профессиональным и личным). Однако главное – это то, как сам человек начнет оценивать свою жизнь и профессию, будет ли он находить в них удовлетворение, будет ли чувствовать свою реализацию. Важно понимать, проходит ли жизнь так, как хочется, и приносит ли она радость.
Данная проблема была продолжена во второй части форума – в мастер-классе педагога-психолога Виктории Викторовны Лезкано «Как не выгореть дотла на работе и быть эффективным работником».
Очень часто можно услышать фразы типа: «Хочу гармонии в жизни», «не хватает гармонии», «научись сохранять баланс». Этой теме – гармонии и балансу в нашей жизни и было посвящено общение.
На мастер-классе были представлены две практических методики, которые позволили участникам взглянуть на свою жизнь и время с точки зрения загруженности, наполненности и удовлетворенности.
Нашу жизнь условно можно разделить на 4 мира:
- Мир физический или мир телесности.
- Мир социальный или мир отношений.
- Мир идей.
- Мир действий, реализации.
По мнению известного позитивного психолога Н. Пезешкяна мы переживаем гармонию, если все эти миры уравновешенны. Это можно представить 25 % : 25 % : 25 % : 25 %
Молодые преподаватели получили возможность посмотреть на свою жизнь через призму этих аспектов. И обнаружили, куда и как «утекает» бесценное время, на что оно тратится – от чего хочется отказаться, чтобы освободившееся время и энергию направить на то, что действительно важно.
Потом анализ жизни продолжился в практике «Колесо жизни», где 4 мира были расширены конкретным наполнением: мир физический – здоровье, спорт, массаж и т.д. Мир социальный – выделили самые важные на сегодня для каждого участника отношения: для кого-то отношения с семьей и коллегами, для кого-то с родителями и любимым, друзьями. Мир идей очень вдохновил фантазиями и мечтами, а потом и возможностью постановки целей: отдых, учеба, проект. Мир реализации и действий – работа, образование, карьера.
Работа была глубокой и интересной. Участники получили в свое пользование бесценный инструмент, с помощью которого можно время от времени (особенно в кризисные периоды) перепросматривать свою жизнь, чтобы жить более осознанно и успешно!
31 мая 2018 на базе ДонНТУ прошел семинар-практикум для внештатных технических инспекторов труда Республиканского комитета Профсоюза работников образования и науки ДНР по теме: «Организация работы по охране труда и обучения в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования и научных учреждениях».
На мероприятии сотрудники нашего вуза выступили перед работниками служб охраны труда по актуальным темам. Психологическая служба вуза была приглашена на данное мероприятие и представила результаты проведенного исследования по «Профилактике профессионального выгорания молодых работников» (Ирина Муханова, к.психол.н., педагог-психолог).
15 октября 2018 г. ПС приняла участие в Совете факультета экологии и химических технологий, где представила результаты 1-го этапа исследования адаптации и мотивации студентов-первокурсников к условиям ВНЗ в сравнении с результатами 2016, 2017 гг. А также обсуждена стратегия работы кураторов по адаптации первокурсников к учебной группе и учебно-профессиональной деятельности (2-й этап работы).
22 октября 2018 Психологическая служба университета провела круглый стол с кураторами, заведующими кафедр и деканатом инженерно-экономического факультета по результатам адаптации и мотивации студентов-первокурсников в сравнении с результатами 2016, 2017 гг. Специалисты ПС ответили на вопросы кураторов по психолого-педагогическому сопровождению студентов в период адаптации к обучению в вузе.
29 ноября 2018 г. прошла открытая лекция «Безопасность жизни молодого поколения» с целью развития здоровьесберегающей компетенции и выявления степени мотивации здоровьесбережения у студентов 1 курса. В ней приняли участие специалисты из разных сфер: общей практики семейной медицины, управления труда и социальной защиты населения, штаба ГО, амбулатории, психологической службы университета.
Педагог-психолог ПС Ирина Муханова выступила с докладом на тему: «Адаптация первокурсников к ВНЗ, как условие их психологической безопасности». Первокурсники ознакомились с результатами исследования адаптации и получили рекомендации по их успешной адаптации. А также поразмышляли над вопросами: что же сейчас происходит с балансом их жизни; куда уходят силы и время; какие сферы их жизни остаются в дефиците; какой способ бегства от проблем они выбрали и что можно изменить (через «колесо жизни»)? Первокурсники получили ответы на вопросы: какую помощь они могут получить в стенах вуза и чем может помочь куратор и психолог в решении вопросов, связанных с адаптацией, а также личных и учебных проблем.
Также было проведено анкетирование среди 254 студентов-первокурсников и у 55 % выявлена высокая степень их мотивации к здоровьесбережению, средняя у 29 % и низкая у 16 % первокурсников.
СТРЕСС В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Данная информация размещается в связи с ее актуальностью, что связано с процессами политических, социальных и общественно-экономических изменений. При этом значительная часть населения оказывается подверженной социально-стрессовым расстройствам, люди теряют социальную приспособляемость, приобретают неуверенность в завтрашнем дне, испытывают сомнения в жизненном смысле вследствие девальвации привычных ценностей, что неизбежно приводит к снижению трудоспособности и производительности на производстве.
Стресс (stress — состояние повышенной нагрузки, эмоционального напряжения) – комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов–стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза. Любая неожиданность, которая вносит изменение в привычную жизнедеятельность человека, может являться стрессовым фактором. При этом не имеет значения, какой характер носит ситуация – положительный или отрицательный. Эмоциональное потрясение могут спровоцировать не только внешние обстоятельства, но и подсознательные установки по отношению к конкретным событиям. Для человеческой психики играет роль только объем необходимых усилий на перестройку привычных жизненных ритмов, интенсивность затрачиваемой энергии на адаптацию к новым требованиям.
Очевидно, что в сегодняшнем мире многие нуждаются в управлении стрессами. Для решения этой проблемы нет единственно верного средства, однако необходимо каждому человеку разработать для себя стратегии, направленные на устранение стрессов и срывов на работе, дома.
Важно не бояться стрессов, а развивать качество личности – стрессоустойчивость. Со стрессом нужно учиться справляться развивая повседневно стрессоустойчивость (для ресурса)!
Необходимо делать упражнения на развитие стрессоустойчивости. довести их до автоматизма – встроить их в реакции тела. С любым стрессом можно справиться!
Позаботьтесь о своем здоровье сами! Предлагаем простые способы на каждый день: