Почему каждая страна должна охранять сокровища Культуры?

Во второй день июля 2020 года состоялось торжественное награждение победителей VII Международного конкурса сочинений «Почему каждая страна должна охранять сокровища Культуры?». Организаторами конкурса выступили Социально-гуманитарный институт и Институт культуры Донецкого национального технического университета от имени всего ДонНТУ.

Конкурс должен был способствовать пониманию обществом истинного значения Культуры как почитания Света (духовного начала), как единства Искусства, Науки и Религии — всего священного, познавательного и прекрасного. Все, что создано лучшего в искусстве, в науке, в духовных учениях — все это должно быть осознано людьми и защищено от гибельного забвения. Организаторы конкурса призвали защитить Прекрасное в жизни, помочь молодому поколению осознать Красоту, учить детей культуре мышления, ибо научить красиво мыслить детей — значит спасти от тьмы разрушения наше достояние, Культуру, спасти наше будущее.

После подведения итогов конкурса были определены 9 победителей в 3 возрастных группах. Памятные дипломы и ценные подарки вручил тем победителям, которые смогли присутствовать на церемонии, ректор ДонНТУ А. Я. Аноприенко. Событие завершилось речью члена Национального рериховского комитета, руководителя Института культуры ДонНТУ С. Г. Джуры, в которой он осветил тревожную ситуацию с современным пониманием культуры, в том числе в свете последней волны сноса памятников, которая охватила цивилизованный мир.

Еще 70 лет назад были первые попытки организовать конкурс под этим наименованием. Так, в своем письме от 21.12.1950 г. американским сотрудникам Е. И. Рерих писала: "Конечно, объявление конкурса в школах на сочинение на тему "Почему каждая страна должна охранять сокровища Культуры?" – прекрасная мысль, и следует осуществить ее, хотя время сейчас такое, что многое может помешать провести это благое начинание в ближайшем будущем. Но, во всяком случае, мысль эту надо лелеять, и где-то она сможет быть проведена". И вот, этот конкурс 7-й раз проходит в современном пространстве Евразии. В присланных в этом году работах можно обнаружить такие размышления детей о значении культуры.

«Именно благодаря культуре и культурному наследию многим народам удавалось сохранить собственную самобытность. Разрушительная сила войн сметала сёла и города, но при этом традиции продолжали жить и помогали людям адаптироваться к новой реальности…

С историческими памятниками связаны многовековые события, они хранят в себе историю и настроения людей того времени. Осознание культурного наследия делает человека более развитым и богатым духовно. Оно подвигает его сердце к поиску истины. Очень важно чувствовать связь с предыдущими поколениями».

Никита Леонов, 15 лет, ученик гимназии № 40 г. Барнаула


«Каждый из нас понимает, что пути к совершенству невозможны без памяти о нашей Культуре. Наши стремления должны быть направлены на то, чтобы каждый создавал «культурную память», охранял ее и передавал по наследству молодому поколению. Как говорил известный русский художник, философ, писатель и общественный деятель Николай Рерих, «там, где Культура, там и Мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем»…

Я думаю, вы согласитесь со мной, что «культурная память» — это не только памятники архитектуры или произведения великих композиторов, художников, писателей, это — душа народа. А ведь мы знаем: душа бессмертна… К сожалению, многие люди считают, что, избавляясь от прошлого, можно быстрее построить прекрасное будущее. Вот и шагает сейчас по Украине так называемый «ленинопад». А правильно ли это? Разрушение культурных памятников смело можно назвать вандализмом. Я считаю, что убивая прошлое, стирая его с лица земли, мы приносим вред только себе. Нельзя вычеркнуть то, что хранится в сердцах многих людей...»

Родион Тудоровский, ученик 11-А класса гимназии № 6 г. Донецка


«Наша культура – это наша путеводная звезда, наша Большая Медведица, наша Альфа и Омега. Это тот священный Грааль, который мы должны беречь и нести через тысячелетия нашей истории…

Культура как неразрывная связь поколений, как вечная память сердца народа, нашего сердца… Культура – вот настоящее сокровище!..

Моя мама мне говорила: «Когда не знаешь, как поступить, подумай, будет ли это красиво?» Какой красивый совет! Ведь Красота – это мерило гармонии, чистоты, истины…

Джером Дэвид Сэлинджер в своей повести «Над пропастью во ржи» писал о потерянном поколении Америки. Это пришло и к нам. Мы тоже многое потеряли. Самое страшное, что потеряли и те, кто и приобрести не успел. Эти люди даже не знают, что им чего-то не хватает…

Почему каждая страна должна охранять сокровища Культуры? Я бы спросила: «Для кого?». Для детей! Взрослые должны оставить детям лучший мир. Мы все должны сделать мир лучше, чем он был до нас».

Екатерина Власова, учащаяся 9-Г класса лицея «Коллеж» г. Донецка


«… наилучшим выражением культуры является искусство: оно ярче, глубже и всесторонне отражает жизнь народа, притом не только внешнюю, показную сторону этой жизни, но и ее внутренний смысл, ее затаенное значение, вскрывая самые заветные мысли, чувства и чаяния великой народной души. Поэтому искусство — самый желанный, самый благоуханный цветок культуры. Но, как всякий цветок, оно по самой природе хрупко, и потому-то с давних пор уже усилия человечества направлены к тому, чтобы всеми способами оберегать его, старательно собирая даже опавшие от невзгод лепестки его…

… каждая страна должна охранять сокровища своей культуры, внося свой вклад в общее дело — сохранение и преумножение мировой культуры. Все это связанно с историей, каждая страна обязана охранять свою культуру. Потому что без истории нет прошлого, а без прошлого нет настоящего. Культура — самое ценное, что есть у народа, и её надо беречь.

Закончить своё сочинение я хочу словами Н.К. Рериха: “Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего”».

Валерия Гаврилюк, ученица 8 класса Шахтерской школы № 11

Сочинения победителей: